Текст: Светлана Рузлева
Книга Надежды Ажгихиной стала для меня поводом еще раз задуматься о профессии, о том, что удалось сделать, и что сделать уже не получится. Мы люди одного поколения, свидетели одних и тех же событий: свидетели перемен. Сейчас, читая «Письма из Москвы», ловлю себя на мысли, что интересно было бы почитать и письма из провинции. Как виделась эпоха перемен из столицы и из ближайшего к ней региона, Тверской области? Думаю, что многие из них необходимо сейчас вспомнить и обсудить.
В сборнике Надежды Ильиничны несколько тем, которые особенно важны для нас. Одна из них – свобода слова и то, как мы ее понимаем. Уже первая работа «Вирус в России. Свобода слова под прицелом» заставляет задуматься об этой нашей базовой ценности. Это ведь за последнее время наше информационное поле стало напоминать лунный ландшафт. Это ведь у нас можно в рамках действующего законодательства, к примеру, преследовать врача за информацию о нехватке средств защиты и необходимого оборудования. Принцип: виноват тот, кто сказал, а не тот, кто сделал, давно у нас прижился. И именно ограничения свободы слова приводят к самым неприятным последствиям. Задача СМИ – давать картину дня. И если ее не видит ни власть, ни общество, стоит ли удивляться законам, которые у нас принимаются в угоду сиюминутным политическим интересам? И в другом разделе книги: «Угрозы, обвинения и экономический прессинг» автор обращает внимание на угрозы журналистам, особенно журналисткам. Им угрожают насилием, призывают вспомнить о детях. В ход идут любые средства, чтобы не допустить появления нежелательной информации. И такое происходит в скандинавских странах, в Турции, Испании, у нас в России.
Самоцензура – основная проблема современной журналистики. И с этим сложно не согласиться. Беспрецедентное давление заставляет профессионалов искать выход из положения. И они прибегают к старому испытанному способу: пишут между строк.
Проблема гендерного равенства и домашнего насилия, вопросы миграции и материалы на правозащитные темы. Сложные вопросы, сложные люди. Интервью со Светланой Алексиевич о Чернобыле. Память о замечательном писателе Анатолии Приставкине. Материал о том, как жить после конфликта в бывшей Югославии, и что стоит за протестами в Варшаве. Статьи, которые в свое время были опубликованы в периодических изданиях, а сейчас собраны в книге, позволяют увидеть, как и чем живет мир. И эта та самая картина дня, которую мы не можем (а может быть, не хотим?) увидеть целиком. Потому что статьи, интервью и репортажи из разных стран мира и письма из Москвы – по сути, об одном: о людях. Это самое сложное, что можно сделать — увидеть человека в ситуации острого конфликта, в центре сложнейшего политического кризиса, условиях жестокой войны и не менее жестокой повседневности, когда театром военных действий становится собственный дом.
Мне кажется, нужно обязательно читать документальную прозу Надежды Ажгихиной, как и ее публицистические материалы. Они про нас, про наши проблемы и «неразрешимые вопросы». Мы бы и сами их увидели: просто у автора чувство времени и значимости происходящего развито острее. Поэтому так интересно читать ее публикации десятилетней давности и дня сегодняшнего. Это письма из Москвы, под которыми многие из нас хотели бы подписаться.