Елизавета Александрова
Книга Надежды Ажгихиной «Честное слово» (М.: ООО «Медиагруппа «Журналист», 2020) о смысле журналистики появилась именно сейчас, когда кажется, что настоящая журналистика умерла и заменена пропагандой, что нет уже свободы слова, нет правды, честности, справедливости. Но оказалось, что собранные под одной обложкой голоса известных журналистов разных поколений меняют картину.
Автор книги Надежда Ажгихина, сама писатель и журналист, директор ассоциации «Пэн-Москва», беседует со своими коллегами о границах правды и свободы как о самых важных чертах современной журналистики Ее собеседники — признанные мастера пера разных поколений: Ясен Засурский, Светлана Алексиевич, Леонид Жуховицкий , Юрий Рост, Лидия Графова, Эльвира Горюхина, Павел Гусев, Валерий Яков, Юлия Калинина, Виктория Ивлева, Владимир Снегирев, Александр Архангельский, Борис Минаев, Ева Меркачева и другие. — все они просто фактом своего существования доказывают, что честная, настоящая журналистика жива, несмотря ни на что.
Идеалы служения человеку, о которых говорит публицист и писатель-шестидесятник Леонид Жуховицкий, дали ростки, и все усилия оттепели 1960-х не были напрасными. Без этого периода не могло бы быть свободы слова в 1990-е, убежден Жуховикий. «Главное, ставить перед собой невыполнимые задачи», — добавляет он.
И сегодня, когда кажется, что «миссия невыполнима», тема служения человеку так или иначе звучит во всех интервью в книге. Ева Меркачева, корреспондент МК и правозащитница, обладатель многих журналистских премий, говорит, что не мыслит свою жизнь без того, чтобы хотя бы попытаться помочь людям, попавшим в тюрьму часто по несправедливому приговору. Благодаря ее статьям и ее усилиям была изменена практика досудебных арестов: теперь женщин и детей не сажают за решетку до решения суда.
Юлия Калинина, тоже корреспондент МК и лауреат премии «Золотое перо», рассказывая о своих военных репортажах из Чечни, говорит, что писала «не со стороны чеченцев или федералов», а со «стороны населения», то есть простых людей, которые оказались в горниле той войны. И даже вывезла из Чечни и приютила на время у себя в Москве девочку, мать которой оказалась в трудном положении.
О людях как о своем главном интересе говорит и Виктория Ивлева, снимавшая фоторепортажи в Чернобыле, в охваченной войной Руанде, в Грузии, на Украине и в других горячих точках. Помимо чисто журналистской работы Виктория много лет является волонтером, помогая обездоленным и политзаключенным.
А интервью с Эльвирой Горюхиной, много лет писавшей для «Новой газеты» и, к сожалению, недавно покинувшей этот мир, вообще раздвигает рамки представления о журналистской работе. Эльвира Горюхина, учительница литературы из Новосибирска, много лет ездила в горячие точки, приходила в школы и там начинала беседовать с детьми о русской литературе. Из этого рождались ее материалы, из этого происходила ее поддержка семьям в Осетии, Карабахе, Ингушетии, Чечне, Беслане… Она примиряла людей при помощи Чехова и Толстого. И называла себя странницей. А на вопрос Надежды Ажгихиной: «Что больше всего поразило на войне?», — ответила: «Человечность. В горячих точках порог ощущения живого меняется. Возникает ощущение жизни как дара. Каким-то образом сквозь ужас рождается желание всепрощения, стремление обогреть другого».
Книга «Честное слово» имеет четкую структуру. Три главы: «Поиск темы», «Поиск жанра», «Поиск истины» и краткие предисловия к каждому интервью, делают книгу поистине энциклопедией современной российской журналистики, рассказанной живыми голосами ее героев…
Читатель погружается в журналистскую кухню, и каждый собеседник Надежды Ажгихиной рассказывает об особенностях своей специализации: Леонид Млечин — об исторической журналистике, Оксана Пушкина — о женской теме и работе на ТВ России и Америки, Валерий Яков — о политической аналитике и проекте «Театрал», Юрий Феклистов — о работе фотографа в эпоху перемен, Лидия Графова (недавно ушедшая от нас легенда советской и российской журналистики) — теме миграции и «свободе слуха», когда чиновники не слышат журналиста… Юрий Рост — о своих «светотенях», жанре фотографии и текста, сплетенных воедино… Владимир Мукусев — о рождении программы «Взгляд» и новом телевидении… Павел Гусев — об истории «МК» и позиции газеты.
Но так и ли иначе все герои книги чувствуют и видят ограничение свободы слова сегодня и пытаются этому противостоять. В книгу включены интервью с иностранными коллегами, которые говорят об аналогичных процессах во всем мире. Генеральный секретарь Европейской Федерации журналистов Рикардо Гутьеррес рассказал о практике цеховой солидарности в защите прав журналистов и свободы слова.
Как преодолеть кризис СМИ, с которым мы столкнулись? Светлана Алексиевич считает, что нужно всегда быть на стороне добра и правды, несмотря ни на что и расстаться с мифами. А Александр Архангельский, что «нам нужно взяться за руки и отойти от края».
А патриарх советской и российской журналистики Ясен Засурский в своем интервью сказал, что СССР погубил «антиинтеллектуализм» и отсутствие свободы слова. И сейчас намечаются те же тенденции в России…
Книга была представлена на только что состоявшейся ярмарке интеллектуальной литературы Нон/fiction, вместе с другой книгой Надежды Ажгихиной «Письма из Москвы. Устная речь. Междометия» (АИРО ХХI) и книгами историка Геннадия Бордюгова «Сталин: культ юбилеев в пространстве памяти и власти» и «Ленин: культ и антикульт в пространстве памяти, истории и культуры».